Футбол по праву пользуется большой популярностью у студенческой молодежи, что наглядно видно при выборе специализации занятий физической культурой на первом курсе в институте. Однако преподаватели кафедр физического воспитания и спорта в последние годы все чаще сталкиваются с проблемой низкого уровня технико-тактической подготовленности студентов занимающихся на отделении «футбол». Это находит свое наглядное подтверждение в том, что общий низкий уровень спортивного мастерства первокурсников-футболистов негативно сказывается на выступлениях сборных команд факультетов, а в дальнейшем и сборной команды вуза (УрФУ, МГСУ, УрГПУ, УралГАХА, и др.). Данное положение дел сложилось не сегодня и не вчера. Примером может служить большое количество легионеров играющих в командах Российской футбольной премьер-лиги. Все это позволяет говорить о существовании противоречия между возрастающими требованиями к уровню спортивного мастерства и недостаточнойэффективностью подготовки на этапах начального обучения. Необходимость разрешения данных противоречий определило цель и задачи нашего исследования.
По нашему убеждению, происходящая на сегодняшний день модернизация высшей школы, в рамках внедрения ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов) третьего поколения в образовательный процесс, должна быть направлена не только на формирование у студентов компетенций в области физической культуры, но и на повышение уровня овладения практическими и теоретическими знаниями изучаемых спортивных дисциплин. Повышение спортивно-технического мастерства невозможно без поиска и внедрения в тренировочный процесс оптимальных педагогических моделей совершенствования подготовки спортсменов.
Футбол относится к тем видам спорта, где к игрокам предъявляются повышенные требования не только к техничному исполнению приемов и к координированному проявлению физических качеств, но и к выполнению технико-тактических действий (ТТД) в постоянно меняющихся игровых ситуациях. Биомеханический анализ выполнения технико-тактических приемов в футболе позволяет выделить в них кинематическую (пространственную, временную и пространственно-временную), динамическую (силовую) и общую координационную структуры движения. Эти грани структуры движения не существуют изолированно друг от друга, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Как показывает практика и многочисленные экспериментальные исследования, выявлена тесная взаимосвязь двигательных способностей с критериями технического мастерства. Критериями технического мастерства являются такие количественные и качественные показатели выполнения технических приемов, как разносторонность, эффективность и надежность [1, 2]. Таким образом, по мнению ученых, можно говорить об обратной связи, когда повышение уровня технического мастерства футболиста положительно сказывается на уровне кинематической и общей координационной структуры движения.
Мы предполагаем, что использование на занятиях в игровых видах спорта (футболе) методики, направленной на «сглаживание» моторной асимметрии, способствует повышению уровня специальной подготовленности студентов-футболистов за счет расширения вариативности ТТД выполняемых доминантной и субдоминантной ногой.
Цель исследования
Совершенствование специальной подготовленности футболистов 18-20 лет, основанной на учете особенностей проявления у них моторной асимметрии.
Объект исследования - специальная подготовка футболистов студенческих команд.
Предмет исследования - методика специальной подготовки студентов 18-20 лет, занимающихся футболом с учетом особенностей проявления у них моторной асимметрии.
Задачи исследования
Анализ научно-методической литературы и результатов практических исследований показал, что проблема подготовки футбольного резерва учетом моторной асимметрии футболистов изучена недостаточно полно [3, 4, 5]. По мнению тренерского состава ДЮСШ и кафедр физического воспитания (n = 47), в современном футболе результативность/эффективность игрока определяется степенью его технико-тактической оснащенности. Когда под технико-тактической оснащенностью понимается умение выполнять действия с мячом как правой, так и левой ногой в игровой соревновательной деятельности, независимо от того является игрок «правшой» (доминантная нога) или «левшой» (субдоминантная нога) [6, 7].
Опрос тренеров-преподавателей вузов (n = 23) и анализ учебно-тренировочного процесса студенческих футбольных команд показал отсутствие учета в тренировочном процессе объема выполняемых технико-тактических приемов доминантной и субдоминантной ногой. Данное состояние дел в системе многолетней подготовки футболистов можно рассматривать как один из факторов, тормозящих эффективность специальной подготовленности [6, 7]. Целенаправленное обучение выполнению технических приемов субдоминантной ногой следует начинать в юношеском возрасте с 12-13 лет, это связано в первую очередь с тем, что в данный период происходит интенсивное формирование функций двигательного анализатора. Но как показывает практика, тренеры, занимающиеся с юношами, порой игнорируют сенситивные периоды развития физических качеств в этом возрасте при составлении и выполнении учебно-тренировочных программ. По мнению ученых, учет индивидуальных особенностей проявления моторной асимметрии на этапе начальной подготовки футболистов является важным условием обеспечения роста их результатов в многолетней соревновательной практике и гармоничного физического развития. Применение технических приемов в футболе обусловлено ситуацией, в которой находится игрок, а выполнение того или иного приема различной, с точки зрения моторной асимметрии, ногой связано в большей степени с обученностью спортсмена [4, 9].
Для подтверждения гипотезы были проведены эмпирические исследования, которые проводились на базе учебных групп по футболу 1-го года обучения УрФУ (Уральского федерального университета), на протяжении 3-х месяцев. Были сформированы две группы: контрольная (КГ) - 22 и экспериментальная (ЭГ) - 23 студента соответственно.
В начале педагогического эксперимента в группах были проведены тесты на определение уровня технической и физической подготовленности футболистов: бег на 60 м, бег на 3000 м, прыжок в длину с места, удары на точность и дальность, жонглирование, ведение мяча. Задания на технику владения мячом выполнялись отдельно для доминантной и субдоминантной ноги (табл. 1).
Проведенный анализ показателей уровня специальной подготовленности контрольной и экспериментальной групп (табл. 1), а также внутри исследуемых групп, в начале педагогического эксперимента не выявил достоверных различий (Г-критерий Стьюдента, р > 0,05), что указывает на однородность групп, принявших участие в эксперименте. Кроме того, используя метод экспертных оценок, было проведено исследование качественного исполнения технических элементов, таких как: передачи, остановки, удары по мячу доминантной и субдоминантной ногой в игровой соревновательной деятельности (Т-критерий Уайта), которое также не выявило межгрупповых различий в уровне подготовленности. Также были обработаны данные выполнения ТТД с мячом доминантной и субдоминантной ногой во время соревнований (определен процент выполнения технических приемов доминантной и субдоминантной ногой каждого участника эксперимента).
Таблица 1
Темпы прироста показателей, отражающих уровень технической и функциональной подготовленности контрольной и экспериментальной групп, за период педагогического эксперимента (Х ± б)
Задание |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Достоверность | ||
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента | ||
Бег 30 м (с) |
3,96 ± 0,24 |
3,89 ± 0,15 |
4,05 ± 0,18 |
3,84 ± 0,11 |
t = -1,12; p > 0,05; t = 0,33; p > 0,05 |
Прыжок с места (см) |
225,6 ± 14,4 |
233,4 ± 11,5 |
234,1 ± 14,8 |
235,0 ± 9,1 |
t = -1,91; p > 0,05; t = -0,51; p > 0,05 |
Бег на 3000 м (мин, с) |
12,38 ± 0,42 |
11,37 ± 0,35 |
13,04 ± 0,54 |
11,58 ± 0,39 |
t = -1,77; p > 0,05; t = -1,86; p > 0,05 |
Жонглирование доминантной ногой (кол-во раз) |
17,9 ± 4,2 |
25,8 ± 2,7 |
16,5 ± 3,6 |
24,6 ± 2,4 |
t = 1,86; p > 0,05 |
Жонглирование субдоминантной ногой (кол-во раз) |
9,0 ± 2,6 |
12,0 ± 3,1 |
9,4 ± 3,0 |
20,8 ± 4,2 |
t = -7,93; p < 0,05 |
Ведение доминантной ногой (с) |
35Д ± 3ф |
31,3 ± 3,9 |
37,3 ± 5,3 |
33,1 ± 4ф |
t = 1,46; p > 0,05; t = 1,38; p > 0,05 |
Ведение субдоминантной ногой (с) |
46,7 ± 6,8 |
41,6 ± 4,7 |
44,2 ± 2,3 |
37,4 ± 3,3 |
t = 1,56; p > 0,05; t = 5.25; p < 0,05 |
Удары в цель доминантной ногой (балл) |
22,6 ± 4,2 |
26,3 ± 3,5 |
23,2 ± 3,6 |
27,7 ± 4,3 |
t = 0,5; p > 0,05; t = -1,18; p > 0,05 |
Удары в цель субдоминантной ногой (балл) |
13,6 ± 3,5 |
17,4 ± 4,1 |
12,8 ± 4,4 |
21,7 ± 5,2 |
t = 0,86; p > 0,05 t = -2,68; p < 0,05 |
Удары на дальность доминантной ногой (м) |
32,5 ± 3,9 |
39,8 ± 3,6 |
34,2 ± 2,8 |
41,1 ± 4,7 |
t = -1,63; p > 0,05; t = -1,02; p > 0,05 |
Удары на дальность субдоминантной ногой (м) |
23,1 ± 3,6 |
26,7 ± 2,9 |
24,3 ± 3,1 |
32,6 ± 3,7 |
t = -0,86; p > 0,05; t = -2,68; p < 0,05 |
Для решения поставленных задач была разработана и апробирована методика специальной подготовки футболистов 18-20 лет с учетом особенностей проявления у них моторной асимметрии. Тренировочные занятия в контрольной и экспериментальной группах проводились 3 раза в неделю по 45 минут. В экспериментальной группе при выполнении заданий с мячом, в отличие от контрольной, использовалась методика, направленная на «сглаживание» моторной асимметрии (табл. 2). При этом подход к выполнению заданий по физической подготовке оставался одинаковым как для контрольной, так и для экспериментальной группы (упражнения были идентичны).
Необходимо отметить, что задания, даваемые на выполнение упражнений субдоминантной ногой в экспериментальной группе строились по принципу - от простого к сложному. Совершенствование техники владения мячом субдоминантной ногой происходило не только за счет увеличения объема выполняемых упражнений субдоминантной ногой, как мы видим из табл. 2, но и за счет возрастания координационной сложности упражнения и его интенсивности. В процессе эксперимента мы столкнулись с тем, что наибольшие затруднения у футболистов вызывали задания, выполняемые в командных игровых упражнениях с мячом [6, 8].
По окончании педагогического эксперимента были получены результаты, отражающие положительную динамику прироста показателей технической и двигательной подготовленности в КГ и ЭГ. В результате статистической обработки полученных данных было установлено, что наиболее значительные изменения произошли в экспериментальной группе при выполнении заданий с мячом выполняемых субдоминантной ногой, где выявлены достоверные различия КГ и ЭГ (Г-критерий Стьюдента, при p < 0,05). Проведенный анализ оценочных показателей качественного исполнения ТТД в игровой соревновательной деятельности КГ и ЭГ ( Т-критерий Уайта) выявил более высокие показатели в ЭГ. Стоит отметить более высокое количество выполнения ТТД с мячом субдоминантной ногой в ЭГ по сравнению с КГ (в среднем показатели выросли в ЭГ на 30%) в соревновательной деятельности.
Таблица 2
Процентное соотношение выполнения технико-тактических заданий с мячом в экспериментальной группе доминантной и субдоминантной ногой в процессе постановочного эксперимента
Задание |
Неделя | |||||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII-XIII | |
Индивидуальные игровые упражнения с мячом | ||||||||||||
Ведение мяча правой ногой |
70 |
60 |
50 |
50 |
40 |
40 |
30 |
30 |
20 |
20 |
10 |
Начиная с XII недели эксперимента выполнение технико-тактических приемов производится только субдоминантной ногой |
Ведение мяча левой ногой |
30 |
40 |
50 |
50 |
60 |
60 |
70 |
70 |
80 |
80 |
90 | |
Передачи мяча внутренней стороной стопы правой ногой |
70 |
60 |
50 |
50 |
40 |
40 |
30 |
30 |
20 |
20 |
10 | |
Передачи мяча внутренней стороной стопы левой ногой |
30 |
40 |
50 |
50 |
60 |
60 |
70 |
70 |
80 |
80 |
90 | |
Остановка мяча правой ногой |
70 |
60 |
50 |
50 |
40 |
40 |
30 |
30 |
20 |
20 |
10 | |
Остановка мяча левой ногой |
30 |
40 |
50 |
50 |
60 |
60 |
70 |
70 |
80 |
80 |
90 | |
Удары по воротам правой ногой |
70 |
60 |
50 |
50 |
40 |
40 |
30 |
30 |
20 |
20 |
10 | |
Удары по воротам левой ногой |
30 |
40 |
50 |
50 |
60 |
60 |
70 |
70 |
80 |
80 |
90 | |
Передачи мяча внутренней частью подъема правой ногой |
70 |
60 |
50 |
50 |
40 |
40 |
30 |
30 |
20 |
20 |
10 | |
Передачи мяча внутренней частью подъема левой ногой |
30 |
40 |
50 |
50 |
60 |
60 |
70 |
70 |
80 |
80 |
90 | |
Жонглирование мяча правой ногой |
70 |
60 |
50 |
50 |
40 |
40 |
30 |
30 |
20 |
20 |
10 | |
Жонглирование мяча левой ногой |
30 |
40 |
50 |
50 |
60 |
60 |
70 |
70 |
80 |
80 |
90 | |
Командные игровые упражнения с мячом | ||||||||||||
Квадрат 4x2 в два касания |
Упражнение выполняется удобной ногой, при возможности передача делается субдоминантной ногой |
В упражнении одно касание из 2-х выполняется субдоминантной ногой (остановка или передача) |
Упражнение выполняется по возможности субдоминантной ногой (остановка + передача) | |||||||||
Квадрат 4x1 (3x1) в одно касание |
Упражнение выполняется удобной ногой |
Упражнение выполняется по возможности субдоминантной ногой | ||||||||||
Игра 3x3; 5x5; 7x7 |
Упражнение выполняется удобной ногой |
Передача мяча выполняется удобной ногой, ведение субдоминантной ногой |
Упражнение выполняется по возможности субдоминантной ногой |
Результаты эксперимента
Перераспределение времени в тренировочном процессе в сторону увеличения объема выполняемой работы субдоминантной ногой позволяет улучшить эффективность и результативность исполнения технико-тактических приемов в тренировочной и соревновательной деятельности за счет качественного выполнения технических приемов обеими ногами. Отмечается рост уровня качественного исполнения технических приемов доминантной ногой в ЭГ, сопоставимый с контрольной, где при одновременном увеличении объема выполняемых упражнений с мячом субдоминантной ногой произошло уменьшение объема заданий для доминантной ноги.
Таким образом, апробированная в процессе педагогического эксперимента методика повышения уровня специальной подготовленности с учетом моторной асимметрии ног спортсменов дополняет теорию и методику студенческого футбола. Применение данной методики на занятиях учебных групп по футболу в высшем учебном заведении позволяет «сглаживать» моторную асимметрию ног. Одним из положительных моментов данной методики является ее доступность и простота в обращении, что делает возможным ее применение как на практических занятиях по технической подготовке футболистов в группах, так и при самостоятельной подготовке.
Проблема моторной асимметрии ног в игровых видах спорта (футболе) не ограничивается только работой над повышением уровня выполнения технических приемов субдоминантной ногой, она гораздо шире. Перспективы наших дальнейших исследований предполагают рассмотреть вопросы влияния несимметричности развития мышечного аппарата на организм спортсмена, а также влияние ошибок при исполнении технико-тактических действий субдоминантной ногой на эмоционально-психологическое состояние игрока и команды в целом.
Литература
References